Цвет товара – одна из первых характеристик, которую замечает потребитель. Рядовой покупатель при выборе товара, достаточно часто ориентируется не на название продукта, а на знакомую цветовую гамму. Использование фирменного цвета при продвижении бренда увеличивает узнаваемость бренда. Потребитель быстрее запоминает марку товара, который упакован в упаковку оригинального цвета.

Как зарегистрировать цвет в России?

Патентное право России предусматривает регистрацию в качестве товарных знаков словесные, изобразительные, комбинированные и иные обозначения. Под категорию иных обозначений попадают цветовые товарные знаки. До недавних пор существовала возможность регистрации словесных, изобразительных или комбинированных товарных знаков в определенной цветовой палитре, однако сейчас появилась практика регистрации цвета, как товарного знака. Сегодня правообладателями цветовых товарных знаков являются: зеленого - ПАО «Сбербанк» (Pantone 349, знак № 556088), красного – ПАО «МТС» (Pantone 485, знак № 560598), синего – «Газпром» (Pantone 300, знак № 561631), розового - «Vanish» (знак № 310048), бирюзового – Тиффани (Pantone 1837, знак № 560852).

Препятствия регистрации цвета в качестве товарного знака

Федеральная служба по интеллектуальной собственности придерживается принципа «цветовое обозначение не имеет различительной способности». Презумпция отсутствия различительной способности – главная сложность в регистрации цветового товарного знака. Цвет – это характеристика товара, а правила регистрации товарных знаков требуют четкого указания на объект, подлежащий регистрации. Иными словами, заявителю предстоит сложная работа с уведомлениями ФИПС. Придется доказывать приобретение различительной способности у цвета до даты подачи заявки на регистрацию. 


Как доказать различительную способность цвета?

В качестве доказательств приобретения различительной способности у цвета в отношении товаров или услуг потребуются следующие доказательства:

  • сведения о длительности, интенсивности использования цвета, как способа индивидуализации товара;
  • сведения о территории и объемах реализации продукции;
  • сведения о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности;
  • сведения о степени информированности потребителей об обозначении, его изготовителе;
  • публикации в СМИ и других открытых источниках.

Важно, что согласно документам, цвет должен приобрести различительную способность до даты подачи заявки на регистрацию. Также необходимо учитывать, что в зависимости от поверхности нанесения, цвет может менять оттенки. В этом случае потребуется проведение дополнительных социологических опросов о узнаваемости потребителем не только основного цвета, но и его ближайших оттенков. Цвет товара не должен нести практическую функцию, а служить только средством индивидуализации.

 

Что дает владельцу защищенный товарным знаком цвет?

Получает ли правообладатель товарного знака полную монополию правообладателя на цвет в зарегистрированных классах МКТУ? С одной стороны, монополия цветового товарного знака ограничивается регистрацией по системе Pantone. Таким образом предоставляется охрана не всему цвету, а лишь одному из его оттенков. С другой стороны, в силу физиологических особенностей разные люди по-разному воспринимают цвета. Кто-то различает ближайшие оттенки, а кто-то не отличает красный от зеленого. 

В связи с незначительным количеством цветовых знаков, зарегистрированных на территории России ни представители судебной власти, ни представители иных контролирующих органов пока не могут дать однозначного ответа на вопрос об объеме защиты цветового товарного знака. Ожидается, что в ближайшие несколько лет этот пробел будет заполнен судебной практикой по искам о нарушении прав на цвет.

Зарегистрировать товарный знак