В эпоху интернета и социальных сетей любой бизнес имеет корпоративный аккаунт в социальных сетях. Страницы компании в соцсетях помогают поддерживать интерес потребителя к продукту, формировать лояльность клиентов и узнаваемость бренда, продавать продукт. Если верить специалистам интернет-маркетинга, общение компании с клиентом в социальных сетях носит более личный характер, что помогает выстаивать более доверительные отношения.
Для успешного ведения страниц в социальных сетях необходимо постоянно наполнять их информацией. И не всегда получается ежедневно генерировать авторский контент. Приходится прибегать к рерайту и копирайту. Но откуда брать контент легально, не нарушая ничьих прав, ведь за такое нарушение грозит штраф или даже уголовное преследование?

Авторские права – подгруппа объектов интеллектуальной собственности


Интеллектуальная собственность, в соответствии с российскими и международными правовыми актами, защищается государством. Авторские права – одна из разновидностей интеллектуальной собственности. С объектами авторского права человек встречается ежедневно – это музыкальные и литературные произведения, картины и фотографии, авторские тексты и программное обеспечение, объекты архитектуры. Использовать чужое произведение без разрешения автора нельзя. Громкий скандал о нарушении авторских прав прогремел в 2013 году, когда издательский дом «Аргументы и факты» без разрешения использовал фотографии известных блогеров. Тогда «потерпевшая сторона» отсудила у издательства больше 2 миллионов рублей.
В случае рассмотрения дела о нарушении авторских прав суд будет обращать внимание на два условия: доказан ли факт использования чужого произведения и было ли получено согласие правообладателя. Наличие коммерческой выгоды – это вторичные аргументы. Поэтому очень важно, публикуя чужой контент, честно ответить на вопрос: «Не нарушает ли такая публикация чужих прав?».
При наличии на странице чужого авторского материала, Вы подвергаете себя сразу двум опасностям. Во-первых, страницей с пиратскими материалами могут заинтересоваться правоохранительные органы (статьи146 УК РФ и 7.12 КоАП РФ). Во-вторых, правообладатель может подать на Вас в суд и взыскать компенсацию за нарушение авторского права и компенсацию за моральный ущерб (статьи 1260 и 1270 ГК РФ). Однако в законодательстве есть такой термин «цитирование», регулирующийся статьей 1274 ГК РФ. Можно использовать часть чужого произведения в научных, полемических, критических, информационных и учебных целях. Объем цитирования должен быть «оправдан целями». Осторожно нужно подходить и к скриншотам сайтов: часто там размещены товарные знаки, которые могут быть зарегистрированы. Незаконное использование товарного знака влечет ответственность в виде штрафа до 5 млн рублей. То же самое качается фирменного стиля. 


Защита собственного авторского контента


Когда на странице компании начнет появляться авторский контент, нужно быть готовыми, что его начнут копировать. Борьба с незаконным нарушением Ваших авторских прав закончится, в лучшем случае, к удалению спорных материалов по обоюдному согласию. В худшем – к хамству со стороны недобросовестных копирайтеров. Защищать авторские права через суд - довольно сложный процесс. Придется предоставить доказательства, что действительно вы – автор материала. Заверенное нотариусом право – сложно и затратно по времени. Как более быстрый вариант – онлайн-депонирование авторских прав через специальные сервисы.
При наполнении страниц в социальных сетях главное помнить: использовать чужой контент можно, если получено письменное разрешение от автора материала, произведение является общественным достоянием, часть произведения используется как цитирование.

Зарегистрировать товарный знак
Алла Сыч
Эксперт
Остались вопросы?
Задать вопрос эксперту