Почему нельзя размещать чужой контент в сетях

В эпоху интернета и социальных сетей любой бизнес имеет корпоративный аккаунт в социальных сетях. Страницы компании в соцсетях помогают поддерживать интерес потребителя к продукту, формировать лояльность клиентов и узнаваемость бренда, продавать продукт. Если верить специалистам интернет-маркетинга, общение компании с клиентом в социальных сетях носит более личный характер, что помогает выстаивать более доверительные отношения.
Для успешного ведения страниц в социальных сетях необходимо постоянно наполнять их информацией. И не всегда получается ежедневно генерировать авторский контент. Приходится прибегать к рерайту и копирайту. Но откуда брать контент легально, не нарушая ничьих прав, ведь за такое нарушение грозит штраф или даже уголовное преследование?

Авторские права – подгруппа объектов интеллектуальной собственности


Интеллектуальная собственность, в соответствии с российскими и международными правовыми актами, защищается государством. Авторские права – одна из разновидностей интеллектуальной собственности. С объектами авторского права человек встречается ежедневно – это музыкальные и литературные произведения, картины и фотографии, авторские тексты и программное обеспечение, объекты архитектуры. Использовать чужое произведение без разрешения автора нельзя. Громкий скандал о нарушении авторских прав прогремел в 2013 году, когда издательский дом «Аргументы и факты» без разрешения использовал фотографии известных блогеров. Тогда «потерпевшая сторона» отсудила у издательства больше 2 миллионов рублей.
В случае рассмотрения дела о нарушении авторских прав суд будет обращать внимание на два условия: доказан ли факт использования чужого произведения и было ли получено согласие правообладателя. Наличие коммерческой выгоды – это вторичные аргументы. Поэтому очень важно, публикуя чужой контент, честно ответить на вопрос: «Не нарушает ли такая публикация чужих прав?».
При наличии на странице чужого авторского материала, Вы подвергаете себя сразу двум опасностям. Во-первых, страницей с пиратскими материалами могут заинтересоваться правоохранительные органы (статьи146 УК РФ и 7.12 КоАП РФ). Во-вторых, правообладатель может подать на Вас в суд и взыскать компенсацию за нарушение авторского права и компенсацию за моральный ущерб (статьи 1260 и 1270 ГК РФ). Однако в законодательстве есть такой термин «цитирование», регулирующийся статьей 1274 ГК РФ. Можно использовать часть чужого произведения в научных, полемических, критических, информационных и учебных целях. Объем цитирования должен быть «оправдан целями». Осторожно нужно подходить и к скриншотам сайтов: часто там размещены товарные знаки, которые могут быть зарегистрированы. Незаконное использование товарного знака влечет ответственность в виде штрафа до 5 млн рублей. То же самое качается фирменного стиля. 


Защита собственного авторского контента


Когда на странице компании начнет появляться авторский контент, нужно быть готовыми, что его начнут копировать. Борьба с незаконным нарушением Ваших авторских прав закончится, в лучшем случае, к удалению спорных материалов по обоюдному согласию. В худшем – к хамству со стороны недобросовестных копирайтеров. Защищать авторские права через суд - довольно сложный процесс. Придется предоставить доказательства, что действительно вы – автор материала. Заверенное нотариусом право – сложно и затратно по времени. Как более быстрый вариант – онлайн-депонирование авторских прав через специальные сервисы.
При наполнении страниц в социальных сетях главное помнить: использовать чужой контент можно, если получено письменное разрешение от автора материала, произведение является общественным достоянием, часть произведения используется как цитирование.

Зарегистрировать товарный знак