Кто может использовать НМПТ "Ессентуки"?

Последние несколько недель на повестке дня на рынке Кавказских минеральных вод держатся судебные разбирательства акционерного общества «Кавминкурортресурсы» с местными компаниями-бутиляторами о незаконном использовании последними наименования «Ессентуки». «Кавминкурортресурсы» требует запретить реализацию, изъять из оборота и уничтожить продукцию, маркированную НМПТ «Ессентуки».

Откуда берется 100 миллионов лишних литров "Ессентуков"?

Ессентуки – наименование места происхождения товара (НМПТ), зарегистрированное 31 июля 1997 года. Дата приоритета – 15 мая 1996 года. К НМПТ «Ессентуки» присоединены 44 компании, которые имеют право маркировать товар НМПТ.
По словам эксперта Центра защиты товарных знаков Сергея Семенова для того, чтобы производить и реализовывать минеральную воду под брендом «Ессентуки», необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, заинтересованная компания должна присоединиться к НМПТ № 23 «Ессентуки». Во-вторых, минеральная вода должна соответствовать оригинальным свойствам, указанным в НМПТ. В-третьих, компания должна получить государственную лицензию на недропользование Ессентукского месторождения. 

Ежегодно из скважин, внесенных в НМПТ, добывается более 100 млн литров воды. Однако объемы продаж стремятся к 200 млн литров. Стоит предположить, что компенсация разницы добытой и реализованной воды достигается продажей воды, добытой из иных источников, а маркируемой «Ессентуками».
В настоящее время на рынке Кавказских минеральных вод известны только три компании, соответствующие условиям для производства минеральной воды «Ессентуки»: акционерное общество «Кавминкурортресурсы», ООО «Холод-Розлив», ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КВМ», принадлежащий корпорации PepsiCo. Акционерное общество «Кавминкурортресурсы» 51% акций которого владеет Росимущество, и ООО «Холдинг-Розлив» уже объединились в «Холдинг-Аква». В рамках объединения производителей минеральной воды «Ессентуки» обсуждается покупка завода у PepsiCo. 


Борьба с контрафактом или монополизация рынка?


Представители акционерного общества «Кавминкурортресурсы» поясняют: «Холдинг-Аква» был создан для защиты ресурсов и минимизации продаж контрафактной продукции минеральной воды. Предприятие самостоятельно бутилирует воду из скважин «Кавминкурортресурсы» во избежание продажи сторонним производителям минеральной воды. По мнению акционерного общества, производители минеральной воды, присоедененные к НМПТ, покупали у «Кавминкурортресурсы» небольшое количество воды для оформления свидетельства в Роспатенте сроком на 9 лет. После этого под видом Ессентуков разливалась вода, добытая в месте, отличном от Ессентукского месторождения. 

Намереваясь пресечь маркировку продукции ненадлежащего качества НМПТ «Ессентуки» «Кавминкурортресурсы» предъявил иски к ООО «Объединенная водная компания», ООО «Висма», ООО «Нарзан», ЗАО «Водная компания «Старый источник», «Универсальному заводу розлива минеральной воды «Аква-Вайт». Истец просит суд признать контрафактной минеральную воду, добытую и разлитую из скважин, не указанных в свидетельствах об исключительном праве на НМПТ.

Споры за честную маркировку проходят с переменным успехом. В настоящее время Арбитражный суд Ставропольского края частично удовлетворил иск к «Старому источнику» и полностью отклонил иск к заводу «Аква-Вайт».

Зарегистрировать НМПТ на минеральную воду