В Думе хотят ограничить использование образа «Родины-матери»

Советник президента Елена Ямпольская вновь выступила против бездумного использования образов Великой Отечественной войны (ВОВ). Особую обеспокоенность у нее вызывает продажа сувениров с изображением волгоградского монумента «Родина-мать зовет!».

Елена Ямпольская поднимает этот вопрос с 2022 года. Впервые она предложила запретить использование таких образов 19 апреля на пленарном заседании Госдумы, подчеркнув важность соблюдения общественной нравственности. По ее словам, сейчас образы войны часто используют в рекламе автосервисов, дискотек, распродаж и других коммерческих мероприятий.

В сентябре 2022 года в интервью «Парламентской газете» Ямпольская рассказала, как появилась идея регулировать использование образов ВОВ. Парламент обратил внимание на проблему после выставки Олега Кулика в Санкт-Петербурге, где была представлена пародия на монумент «Родина-мать» скульптора Вучетича. Ямпольская назвала эту работу «омерзительной» и направила запрос в Генеральную прокуратуру, в результате чего было возбуждено уголовное дело по статье о реабилитации нацизма. По ее мнению, многие оскорбительные действия происходят из-за легкомыслия, как в случае с неуместной рекламой.

В конце марта 2024 года Ямпольская обратилась в Роспатент с просьбой предоставить информацию о регистрации товарного знака «Родина-мать зовет!». Она выразила обеспокоенность использованием священных символов Победы на бытовых предметах, одежде, канцелярии и в организациях питания. Ямпольская предложила сократить перечень товаров и услуг, для которых можно регистрировать такие товарные знаки.

Роспатент сообщил, что срок действия прав волгоградского музея-заповедника «Сталинградская битва» на обозначение «Родина-мать зовет!» истек 23 марта 2019 года, и сейчас изображение монумента законом не охраняется. Ведомство предложило создать реестр символов ВОВ. Ямпольская начала разработку соответствующих документов, а список символов подготовит Минкульт РФ.

Фото: Oleg Dimitrov/Shutterstock