В первой половине 2024 года в ФИПС было направлено 13 789 заявок на регистрацию торговых марок для одежды, что почти на четверть больше, чем в прошлом году. Наибольшую активность продемонстрировали российские фирмы и индивидуальные предприниматели, подавшие 13 088 заявок, что на 23% больше, чем год назад. Однако наибольший прирост зафиксирован среди иностранных предпринимателей, количество заявок которых увеличилось на 40%, достигнув 701. Из них порядка 49% приходится на китайские компании, которые за год показали рост на 54%.
Таким образом, продолжается тенденция 2023 года, когда количество заявок в 25 классе МКТУ увеличилось на 65%, достигнув 26 450. Из них 25 300 были поданы россиянами (на 64% больше по сравнению с 2022 годом), а 1151 заявка поступила от иностранных компаний (рост на 72%). Среди зарубежных заявителей лидировали фирмы из Китая с долей в 46%.
«В прошлом году на рынок вышло 40 торговых марок из России, включая Idol от Melon Fashion Group и новые бренды «Спортмастера»», отмечает Дмитрий Томилин, генеральный директор консалтинговой компании «Этерна». Начинающие предприниматели в 2023 году открыли 23 магазина, создавая даже небольшие сети до трех точек, как например, магазин одежды inni в московском ТРЦ «Авиапарк». Кроме того, отмечается, что российские бизнесмены стали чаще регистрировать торговые марки для выхода на маркетплейсы.
В 2024 году из 16 новых иностранных марок, появившихся в России, пять принадлежат компаниям из Поднебесной, включая Balabala, Baasploa, Ellassay и бренды электроники Tecno и Casarte. Доля китайского бизнеса среди новых иностранных брендов в офлайн-формате составила 43% или шесть брендов из 14.
Комментарий управляющего партнера Федерального центра защиты товарных знаков Ксении Третьяковой:
«Активность российских компаний и предпринимателей по регистрации своих брендов одежды, обуви и аксессуаров обусловлена сразу несколькими факторами» — считает Ксения. «Во-первых, вступили в силу новые поправки в Закон "О государственном языке Российской Федерации", который также принято называть законом о русском языке. Согласно новым правилам, использовать название бренда на английском или любом иностранном языке можно только при регистрации его в качестве товарного знака. Если нет товарного знака, то для рекламирования и продажи товаров бренд должен быть указан не просто на русском языке, это должно быть русское слово, занесенное в словари. Пока не многие предприниматели готовы поменять "Coralsport" на "коралловый спорт" и "my code" на "мой код", поэтому происходит массовая регистрация товарных знаков на английском языке. Во-вторых, даже если бренд - это русское слово, без зарегистрированного товарного знака сложно полноценно использовать его рекламные возможности и выходить на большинство торговых площадок онлайн и оффлайн. Это связано с тем, что площадка может стать соответчиком в споре о нарушении прав на интеллектуальную собственность, поэтому площадка обеспечивает свою безопасность. Меры контроля за брендами на площадках усилились вместе с разрешением параллельного импорта и увеличением количества исков со стороны правообладателей. Иностранные же правообладатели всегда были достаточно активны в регистрации своих товарных знаков при выходе на новые рынки. Это один из первых шагов, который делает производитель или дистрибьютер при проработке новой территории, так как в ином случае все инвестиции в знакомство с брендом аудитории и продвижение могут быть потрачены зря».
Фото: Maryshot/Shutterstock