Последние несколько лет в России происходит настоящий «бум» на регистрацию товарных знаков. Согласно ежегодному отчету Федеральной службы по интеллектуальной собственности, количество заявок на регистрацию товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности измеряется десятками тысяч и постоянно растет. Естественно, что в период расцвета «легального» получения прав на товарный знак найдутся те, кто захочет нажиться на пробелах в патентном праве. Их называют «патентные тролли». 


Кто такие патентные тролли?


Понятие патентного троллинга пришло в Россию из Америки. Впервые этот термин был использован в 1993 году для описания агрессивно проводящих патентное преследование компаний. В силу особенностей экономического развития и довольно длительного периода неоцененности интеллектуальной собственности в России патентный троллинг не был широко распространен. Основная деятельность патентного тролля – регистрация большого количества товарных знаков (широко известных обозначений или, еще не зарегистрированных, брендов, уже введенных в коммерческий оборот) на себя. Единственная цель – извлечение прибыли путем злоупотребления правом, получение компенсации за «незаконное использование интеллектуальной собственности». 


Что незаконного в действиях патентных троллей?


По словам эксперта Центра защиты товарных знаков Ольги Ивановой, действия патентных троллей несут добросовестным предпринимателям сразу несколько угроз. Во-первых, патентный тролль может зарегистрировать товарный знак компании и предъявить претензию последней о незаконном использовании (если организация не задумалась об этом ранее). Доказать свою правоту в этом случае будет трудно и затратно. Однако это возможно! В первую очередь понадобится собрать исчерпывающие доказательства коммерческого использования спорного обозначения ранее даты регистрации товарного знака (соцопросы потребителей, товарные накладные и чеки, документы, подтверждающие участие в выставках и т.д.). После чего нужно будет обратиться в Федеральную антимонопольную службу с заявлением о защите конкуренции. В российском законодательстве не предусмотрена ответственность за патентный троллинг, поэтому гарантировать успешное завершения разбирательства нельзя. Дать преимущество в этом споре может отсутствие у оппонента производства и неиспользование товарного знака в течение трех лет. Однако, если патентный тролль сможет доказать обратное, суд примет решение в его пользу.
Во-вторых, решение по судебным делам такого вида принимаются на основании сложившейся судебной практики, а не на основании правовых актов. А по закону охране подлежат права патентного тролля на основании свидетельства о регистрации товарного знака. В настоящее время суды применяют более ужесточенные меры пресечения злоупотребления правом патентными троллями. Однако ответственность за действия такого рода все еще не закреплены законодательно. 


Развитие патентного троллинга


Развитию патентного троллинга сегодня способствует сразу несколько факторов. Во-первых, поддержка фирм, занимающихся регистрацией прав на интеллектуальную собственность. Во-вторых, до октября 2014 года Роспатент не проверял патентоспособность подаваемых заявок на регистрацию патентной модели. В-третьих, в России нет четкой системы законодательства, позволяющей пресечь такие правонарушения. В-четвертых, жертвами патентных троллей чаще всего становятся дилеры или дистрибьютеры, которые мало разбираются в процессе регистрации и защиты интеллектуальной собственности.


Патентный тролль Азамат Ибаттулин


Один из известных патентных троллей нашей страны – индивидуальный предприниматель Азамат Ибаттулин. На него зарегистрировано порядка 50 товарных знаков. Громкими делами с участием индивидуального предпринимателя стали споры за товарные знаки Top Gear и MediaMarkt. Британская телекорпорация ВВС, по известной только ей причине, отозвала иск к Ибаттулину. А владелец немецкой сети бытовой техники и электроники «Медиамаркт» выиграл суд. К отечественным патентным троллям можно отнести ООО «Новые технологи», ЗАО «Ассоциация делового сотрудничества ветеранов Афганистана «МИР». Крупными патентными троллями за рубежом являются Intellectual Ventures (более 10 тысяч), Round Rock Research LLC (3,5 тыс.), Rockstar Consortium LLC (3,5 тыс.), Interdigital (3 тыс.), WARF (2,5 тыс.), Rambus (1,6 тыс.), Tessera Technologies Inc. (1,4 тыс.), Acacia Technologies (1,3 тыс.).
Успешная борьба с патентными троллями возможна только при содействии всех уровней государственной власти. Отсутствие законодательно закрепленной ответственности за патентный троллинг ведет только к увеличению числа патентных троллей, что в свою очередь мешает развитию здоровой конкуренции на отечественном рынке.

Аннулировать товарный знак