Федеральная служба по интеллектуальной собственности прекратила охрану товарного знака «BLACK FRIDAY».
Ассоциация компаний Интернет-торговли (АКИТ) обратилась в Федеральный институт промышленной собственности с возражением против предоставления охраны товарному знаку № 563277 «BLACK FRIDAY». По мнению Ассоциации регистрация такого товарного знака является актом недобросовестной конкуренции.

О товарном знаке BLACK FRIDAY

«BLACK FRIDAY» (в переводе «черная пятница») – название четвертого четверга ноября, которое используется с 1932 года для обозначения начала сезона рождественских распродаж. В России «BLACK FRIDAY» широко известна и используется с 2006 года. Словесный товарный знак № 563277 «BLACK FRIDAY» зарегистрирован на ООО «Блэк Фрайдэй» 29 января 2016 года. Дата приоритета по заявке 1 ноября 2013 года. Таким образом, на момент регистрации товарного знака № 563277 обозначение «BLACK FRIDAY» являлось общеупотребительным. 

Запрет на использование товарного знака BLACK FRIDAY 

ООО «Блэк Фрайдэй» после получения свидетельства о регистрации товарного знака отправила претензии 40 компаниям, ведущим аналогичную деятельность, с требованием прекратить использование товарного знака № 563277. Ассоциация компаний Интернет-торговли, как администратор сайта blackfridaysales.ru, обратилась в Антимонопольную службу. ФАС установила, что предоставление охраны «BLACK FRIDAY» противоречит основной функции товарных знаков – индивидуализировать товар или услугу. А претензии в адрес компаний, ведущих сходную хозяйственную деятельность, указывают на регистрацию товарного знака как попытку монополизировать общеупотребительное обозначение и извлечение прибыли посредством злоупотребления правом.

Как регистрировали товарный знак ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА

По словам эксперта Центра защиты товарных знаков Сергея Семенова, правообладатель товарного знака «BLACK FRIDAY» столкнулся с трудностями еще на этапе регистрации. Согласно официальным данным Роспатента, в 2013 году ООО «Блэк Фрайдэй» получило отказ в регистрации на основании возражения, поступившего от ООО «М.Видео Менеджмент». Тогда правообладателю удалось отстоять право на регистрацию товарного знака в трех инстанциях: ФИПС, Суде по интеллектуальным правам и Арбитражном суде. Однако, после выдвинутых претензий в адрес компаний, ведущих сходную деятельность, ООО «Блэк Фрайдэй» и товарным знаком заинтересовалась антимонопольная служба. Сейчас действие товарного знака № 563277 признано недействительным по причинам, на которые указывал «М.Видео» в 2013 году. Для рядового потребителя услуги правообладателя и других интернет площадок однородны, что исключает основную функцию товарного знака – индивидуализацию продукта определенного производителя среди однотипных. Таким образом, единоличные права на товарный знак «BLACK FRIDAY» могут ввести потребителя в заблуждение, относительно производителя товаров или услуг, а также мешают здоровой конкуренции, что в России запрещено, компаний в нише интернет-услуг.

Отказ в регистрации товарного знака BLACK FRIDAY

Признать приобретение и использование исключительных прав на средства индивидуализации актом недобросовестной конкуренции в России может только Федеральная антимонопольная служба, а прекратить охрану товарного знака – Федеральный институт промышленной собственности. Таким образом после вынесения решения ФАС по делу № 1-14-203/00-08-16, заинтересованное лицо – Ассоциация компаний Интернет-торговли обратилась в ФИПС. Федеральный орган по интеллектуальной собственности признал обоснованность решения антимонопольной службы и прекратил охрану товарного знака № 563277.


Зарегистрировать товарный знак