Американский производитель одежды Levi’s выиграл судебное дело против московского секонд-хенда «Супер Хэнд», который продавал джинсы бренда без оформленияисоответствующих прав на использование товарного знака. Компания Levi’s отсудила 20 тысяч рублей, напомнив, предпринимателям об ответственности за незаконное использование чужой интеллектуальной собственности, даже если правообладатель покинул российский рынок.

По закону, предприниматель, который реализует товар с нанесённым на него товарным знаком, должен подтверждать его легальность. Подтверждением может служить договор на право пользования товарным знаком или документация, отслеживающая движение товара от производителя до продавца. Однако в случае секонд-хендов, где товары часто покупаются оптом и на вес, сложно контролировать наличие всех необходимых разрешений на каждую единицу товара.

Проблема усугубляется тем, что многие секонд-хенды привлекают покупателей именно наличием брендовых вещей. Неудивительно, что в таких магазинах можно найти товары от известных брендов, включая Levi’s, Zara, Puma и Nike. Но при этом не всегда удаётся избежать судебных разбирательств, связанных с нарушением интеллектуальных прав владельцев брендов.

Существует практика, когда представители брендов совершают контрольные покупки в магазинах, чтобы проверить легитимность продажи своих товаров. В случае обнаружения нарушений, владелец бренда может взыскать с магазина компенсацию, размер которой варьируется от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, в зависимости от усмотрения суда.

Однако не все секонд-хенды работают вне закона. Например, есть магазины, которые торгуют устаревшими коллекциями, полученными непосредственно от официальных продавцов. В таких случаях действует норма исчерпания права, которая позволяет продавать брендовые товары без дополнительных соглашений с владельцами товарных знаков.


Фото: Svittlana/Shutterstock